Что такое автоматика для ворот и какая она бывает? С целью более удобной и безопасной эксплуатации ворот различного типа и назначения широкое применение получила такая группа устройств, которую в обиходе принято называть – автоматика для ворот. Что же это такое за устройство – для чего и как оно применяется, как правильно классифицируется, на какие типы подразделяется, какие имеет конструктивные и технологические отличия, какие цели преследует его применение, ответы на эти и многие другие вопросы мы попытаемся получить в данной статье. П ервый вопро с : «Для чего устанавливается автоматика на ворота ?». Автоматика , установленная на ворота – это колоссальная степень свободы при эксплуатации ворот, которая в свою очередь облегчает процесс управления воротами. В частном секторе, например, отсутствует необходимость в плохую погоду покидать автомобиль, для того чтобы заехать во двор, или гараж. В холодную погоду, сильный дождь, метель или снегопад, достаточно просто нажать кнопку и с комфортом запарковать свой автомобиль в паркинге, на парковке, в гараже, или на придомовой территории. Для промышленных объектов, где цикличность открывания ворот достаточно высока, автоматизация ворот позволяет оптимизировать производственные процессы, улучшить показатель энергосбережения объекта, повысить безопасность труда обслуживающего персонала, обеспечить эффективную охрану предприятия и материальных ценностей, находящихся на его территории. Говоря проще, при достаточно скромных инвестициях можно получить колоссальный эффект и ряд эксплуатационных преимуществ ворот. Второй вопрос : «Какая бывает автоматика на ворота ?» Как было сказано выше воротная автоматика может эксплуатироваться как в частном (бытовом) сегменте, так и в промышленности, отсюда и первое деление на «бытовую» и «промышленную» автоматику. Принципиальное различие состоит лишь в том, что бытовая автоматика рассчитана на небольшое количество циклов (открыть-закрыть) за единицу времени (например, за день) и работу с относительно небольшими и не тяжелыми воротами. Автоматика промышленных ворот управляет воротами площадью до нескольких десятков квадратных метров, соответственно более тяжелых и с гораздо большей интенсивностью, до нескольких десятков циклов за час. Теперь перейдем к рассмотрению типов воротной автоматики по назначению. При выборе автоматики на ворота необходимо учитывать на каких воротах та, или иная автоматика будет функционировать. Отсюда деление по назначению: * автоматика для щитовых (цельно-подъёмных) ворот – (как правило) бытовая * автоматика для гаражных секционных ворот – (как правило) бытовая * автоматика для роллетных ворот – бытовая * автоматика для откатных (сдвижных, выдвижных) ворот – бытовая и промышленная * автоматика для распашных (раздвижных) ворот – бытовая и промышленная * автоматика для скоростных рулонных ворот – промышленная * автоматика промышленных роллетных ворот – промышленная * автоматика для противопожарных ворот – промышленная * – промышленная Автоматика для секционных ворот предназначенная для использования на бытовых гаражных воротах представляет собой такая называемый «реечный» электромеханический привод. Это значит, что сам привод установлен на конце подвесной рейки (шины) по которой с помощью цепи либо ремня осуществляется протяжка ведущей штанги секционных ворот. Такой тип приводом может в некоторых случаях использоваться и на промышленных секционных воротах. Конечно же в подавляющем большинстве случаев на промышленных секционных воротах используются привода монтируемые либо непосредственно на вал самих ворот, или вращающие вал при помощи цепной передачи и звездочек, установленных на валу мотора и ворот соответственно. Отсюда и название подобного привода – навальный. Навальный привод используется на промышленных секционных воротах, скоростных рулонных и промышленных роллетных воротах, реже на гаражных роллетных воротах. Чаще на гаражных и въездных роллетных воротах используются «внутривальные» электромоторы, из названия которых ясно что устанавливаются они непосредственно внутрь вала, на который наворачивается полотно роллеты. Следующий момент – рассмотрение автоматики на ворота, которые в обиходе часто называют въездными, уличными, или дворовыми. Это конечно же давно знакомые всем нам откатные (консольные, или опорные) и распашные ворота. Автоматика для откатных ворот приводит в движение полотно зацеплением вращающейся звездочки установленной на валу привода и зубчатой рейки, закрепленной не посредственно на воротах. Автоматика для распашных ворот по своей имеет следующие конструкции: * Линейная, телескопический шток при помощи винтовой пары выдвигается, на обратном ходе задвигается, тем самым управляя створками на открытие-закрытие ворот, при этом все узлы и механизмы внутри штока защищены от внешних воздействий и загрязнений; существует еще одна разновидность линейных приводов – привода с открытой винтовой парой, которая подменяет выдвижной шток, но в данных приводах отсутствует защита винтовой пары (шток-гайка) от загрязнений и других внешних факторов. И последний вид линейной автоматики распашных ворот – гидравлическая, в которой движением штока управляет специальная жидкость, подаваемая насосом высокого давления. * Автоматика с рычажными, или «локтевыми» электромеханическими приводами, в которой приводными элементами створок являются рычаги в форме так называемых (из-за их анатомического внешнего сходства) «локтей». Последний конструктивный тип электроприводов для распашных ворот «подземные» привода. Из названия становится ясно, что данные привода предназначены для поземного монтажа. При этом варианте автоматики поворотно приводной шарнир электромотора крепится в нижней части створки распашных ворот и в некоторых случаях может заменять собой нижнюю петлю. Существует еще один параметр по которому можно классифицировать автоматику для всех без исключения воротных систем. Это напряжение питания систем автоматизации ворот. Бытовые электромеханические привода делятся на моторы постоянного тока напряжением 24 вольта и переменного тока напряжением 230 вольт. Промышленные электромоторы для ворот 24 вольта постоянного тока, либо 400 вольт (трехфазные) переменного тока. Автоматика с цепями управления приводами ворот, рассчитанными на напряжение питания 24 вольта, считаются наиболее «умными», но в свою очередь привода переменного тока не так чувствительны к перепадам напряжения, а также к воздействия ветровых нагрузок (что в особенно актуально для приводов распашных ворот).
